«Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» — это третья версия кураторского проекта Николая Смирнова, Кирилла Светлякова и Дмитрия Замятина на стыке философии, искусства и науки, посвященная восприятию человеком пространства, в котором он существует.
Проект объединяет опыты географов, художников и исторических персонажей, принадлежащих к разных эпохам с 1920 по 2010-е годы. Основная часть выставки, где представлены образы пространства России, будет дополнена локальными особенностями, репрезентирующими пространственные представления, мифы и героев Приморья. В новую интерпретацию выставки также добавлен ряд иностранных художников, живущих и работающих в Гонконге, Шанхае, Лондоне, Париже. Один из разделов экспозиции практически полностью строится на местном контексте, ключевой здесь становится фигура Художника-Робинзона.
Кураторский проект «Метагеография» — это новый взгляд на географию, с одной стороны, трактующий все географическое пространство как придуманное, сконструированное, с другой, утверждающий важность образов в понимании пространства и бытовании таких понятий как «регион», «страна», «Европа», «Восток».
Работы, представленные в экспозиции, демонстрируют, что метагеография – это инструмент не только для анализа и деконструкции локальных мифов и региональных образов. В настоящее время процесс глобализации побуждает к новому переживанию и моделированию пространства, в котором субъект также вынуpжден конструировать себя заново. В различных сообществах наблюдается процесс регионализации и возникает запрос на территориальную идентичность. Сегодня люди осознают зыбкость установленных границ, относительность понятий «центра» и «периферии».
В этой ситуации искусство выступает как инструмент действия, производства пространств и конструирования авторских метагеографий.
Для выставки во Владивостоке архитектор Дмитрий Щукин разработал специальный дизайн, который, с одной стороны, наследует прошлым решениям, с другой — получает новую трактовку. В экспозиции появятся особые выставочные конструкции — машины для показа произведений. Некоторые работы, среди которых художественные объекты Кирилла Савченкова, впервые будут показаны в том виде, как задумано художником.
Экспозиция выставки создана по принципу открытого ландшафта – пространства с группой смотровых площадок, где произведения искусства не демонстрируются, а скорее соприсутствуют в одном месте со зрителями.